За что платят капитану?
Недавно натолкнулся в сети на довольно интересную статью «ППП — описание продукта (руководитель)». Автор, рассуждая о продуктовом подходе в управлении бизнесом, пытается применить этот подход к оценке эффективности руководителя. Честь и хвала ему за это, ибо данным, во всех отношениях разумным подходом, мало кто может похвастаться. Но при этом, выделяя продукт труда руководителя, говорит об указаниях (инструкциях, приказах), как о результате оплаченной деятельности вышеназванного руководителя. В рамках этой логики возникает норматив руководящего труда: «1 стандартную страницу А4 (2500 печатных знаков, включая пробелы и знаки препинания) в час. При этом речь идет о качественных указаниях — иные нам не нужны».
Казалось бы — вот оно, счастье. Теперь-то мы сможем отделить хороших руководителей, от прочего сброда, суть которого тунеядцы и бездельники. Но в этой-то логике и скрывается подвох… Ибо, что есть цель привлечения руководителя любого звена в компанию? Или за что мы платим капитану парохода и машинисту паровоза? За то, чтобы управляемый ими объект переместился из точки А в точку Б? Или за указания кочегару, чтоб тот подкинул уголька в топку? Кто готов платить за указания — шаг вперед! Ба… да тут одни консультанты, профессура, да еще парочка магистров BA. Попались, голубчики… Пойдите, подумайте над своим поведением и бесцельно потраченными деньгами клиентов.
Ну а мы тем временем продолжаем. А раз мы понимаем, что работа руководителя заключается в том, чтобы перевести подконтрольную область из состояния А в состояние Б, значит пора вводить показатели, по изменению которых мы и будем судить о том, насколько далеко мы ушли от точки А и куда. Вопрос о цели, или о точке Б (что одно и тоже) мы оставим на потом, приняв априорно, что в Б лучше, и следовательно туда стоит двигаться.
Теперь о показателях. Рассмотрим, что же является показателями управляемой области. Исходя из философии продуктового подхода, можно смело утверждать, что самым важным показателем является продукт, ради производства которого область и была сознана. Например, для молокозавода этим продуктом будет расфасованное по пакетам молоко, а также его расфасованные производные. Значит, директор по производству, вышеозначенного завода тоже должен быть озабочен количеством пакетиков товара производимых за сутки. А если поставщики подвели? А это значит, что он должен трясти людей, ответственных за поставки, дабы получить сырье, необходимое ему для производства. И так, пока не получит его в надлежащем количестве. Что-то молоко стало плохо продаваться? Что значит плохо? Спад продаж на 50%, снижение повторных покупок в 3 раза при наличии продукции в местах продаж? Да у вас, батенька, качество упало. А количественно? Семь из десяти опрошенных потребителей зеленеют и убегают в комнатку для медитаций. Вот вам и количественный показатель качества. Хотя можно использовать и количество белков, жиров, микроэлементов и количество бактерий в одном грамме продукта. Кто начинает трясти производство, на предмет поехавшего вниз качества (не считая СЭС) — правильно: тот, кто отвечает за количество проданных бутылочек с простоквашей и пакетиков с кефиром. Почему? Да потому, что это его ответственность в рамках компании. Проданное количество товара и общая сумма выручки в рублях. Но такой подход слишком суров для менеджера среднего звена, у которого в подчинении находится несколько сотрудников рангом пониже. Почему? Да потому, что мы сказали, что хотим от него, но пока не сказали, как он это должен делать. А как он должен это делать? Весь фокус заключается в том, что совершенно так же. Он спрашивает с сотрудников по количеству и качеству продукта, но только продукта более простого, соответствующего их постам.
Вот и вся разгадка для критерия качества работы руководителя. Состоит он из двух простых частей:
- Количество продукта выработанное областью, подконтрольной данному руководителю, за некоторый период времени.
- То, насколько безоговорочно следующая область (подконтрольная другому руководителю) может использовать его продукты (например, процент брака). Иными словами, числовой коэффициент диапазоне [0,1], показывающий какое количество продукта приемлемого качества получили. Отметим, что (2) выделено исключительно для удобства оценки качества.
А значит, перевод из точки А в точку Б можно оценивать по тому, как изменяются эти два показателя, повышая оплату руководителя, если движение идет в нужном темпе. Оно и правильно, ведь работа руководителя заключается в руководстве областью, а именно в управлении ее производительностью. А если для этого нужно принять / уволить сотрудников, премировать или наказать — значит это должно быть сделано. Но без оглядки на мифы типа «уволим за несоответствие служебным обязанностям самого продуктивного, тогда и остальные присмиреют, да станут лучше производить». Для этого-то и нужно руководителю опираться в своих решениях на производительность более низких областей. Ибо цель компании — она превыше сиюминутных желаний руководителя любого ранга?
И да пребудет с вами великая сила прагматичного подхода.
© Маркичев И.В.