Не надо бояться умных сотрудников
Он знал довольно по-латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать о Ювенале,
В конце письма поставить vale!..
Кроссворд из 6 букв
Развитие каждого работника до максимальной производительности и максимального благосостояния…
Ф. У. Тейлор, 1911
«Как бы я хотел себя клонировать!» или Иванова… или Петрову… умные, работящие, все понимающие с полуслова, ответственные, скромные, приятные в общении, неконфликтные — и прочая и прочая. Стон менеджеров относительно ленивых, наглых, завистливых, склочных, тупых дармоедов-сотрудников стоит по всему русскоязычному пространству Евразии. Хочется иметь других сотрудников… таких, как я…
Нет проблем!
Технологии получения умных сотрудников довольно хорошо отработаны. Какой бы вопрос мы ни подняли — от умения проектировать города и корабли до умения составить план работы на ближайшие 4-8 часов и выполнить этот план — мы сможем найти людей и компании, реально способные научить этому любого психически здорового человека. Большая часть хорошего обучения в области коренной ориентируется на здравый смысл и постулат «врожденных знаний, забытых в школе и институте». Основной путь — не давайте человеку делать ошибок, и он все будет делать правильно? То есть по методу Праксителя — берут полено, совершающее 23,7 ошибок в минуту и делают из него сначала Буратино (10,3 ошибки в минуту), а потом — человека (1-2 ошибки в минуту). В результате обучение окупается через неделю — за счет тех ресурсов, что сэкономлены на ошибках и их исправление.
Однако…
Этими технологиями мало кто пользуется. Ссылаются на что угодно — на недоверие к ним, на дороговизну, на отсутствие базисного материала (Буратин), на нехватку времени…
Если честно подойти к анализу этих отговорок, то они все сводятся к одному: руководители боятся умных сотрудников, боятся не справиться с управлением, боятся так, как боится пенсионер, всю жизнь проездивший на «Запорожце» сесть за руль Audi, как боится домохозяйка, берущая в руки фарфоровую чашку династии Минь (или Дзинь?). Как боится лопоухий пацан подойти к первой красавице школы… И это правильно. Не стоит без подготовки хвататься грязными руками за сложные и дорогие игрушки. Сломать легко, да и непонятно — как играть? Не зря же жены хихикают, что папы покупают железную дорогу не сынуле, а себе? А ведь и правду обидно — дашь такому балбесу, а он сломает, не успев начать… Наймешь умного сотрудника — и что с ним делать?
Не все так плохо
Один крупный нижегородский предприниматель в ответ на мой вопрос «сколько вы платите бригадиру на стройке» ответил — 2000 $. В «белую». 2000 $ в Нижнем, где 8-9 тысяч рублей считается неплохой зарплатой! При том, что даже в Москве многие строители до сих пор платят бригадирам тысяч по 15 рублей в конверте и радуются, что экономят на персонале и на налогах!
«Зато я могу с него спросить. Оперативный бюджет и отчетность, отдача оборудования и минимизация простоев, выполнение бригадой нормативов по времени, производительности и качеству…».
«Мы по показателю "выручка на одного работника компании" отстаем от немцев в 1,7 раза. Сейчас. Когда они к нам придут — мы должны быть уже вровень. Кстати, и зарплату можно поднимать».
Умный сотрудник, разумеется, требует более аккуратного управления и обращения.
Риски умного сотрудника
- Умный сотрудник постепенно (а то и сразу)
- начнет допытываться, что же ему делать конкретно;
- попросит большей зарплаты, больше уважения и т.п.;
- не захочет делать черновую и черную работу;
- уйдет к конкуренту;
- начнет гнуть свою линию.
- Мы не сможем загрузить всех умных сотрудников работой, соответствующей их квалификации.
- Все умные захотят работать финансовыми директорами. А в горячем цехе мастером кто будет работать?
- Умному нужно больше платить.
- Умный сотрудник быстро поймет, что его руководитель… ну, не настолько умен, как хотелось бы, и не умнее умного сотрудника.
- И создаст иные проблемы.
Решения
Руководитель должен умнеть быстрее своих сотрудников. Не в узкоприкладных областях — а в общеменеджерском пространстве. Руководитель сталелитейной компании не обязательно должен превосходить мастера цеха умением варить сталь, но обязательно должен превосходить его в умении «поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний». У руководителя есть существенная фора — у него больше времени на то, чтобы учиться. Если он тратит это время на то, чтобы учить руководимых или, упаси Господи, выполнять за них их работу — он не сможет выдержать темп и будет вынужден сойти с дистанции. Сам виноват, хотя жалко — покойный был хорошим человеком!
Не стоит экономить на спичках. Заботой руководителя должна быть не экономия (как поменьше заплатить за выполненную работу), а повышение производительности (как побольше спросить за уплаченные деньги). Больше всего мне импонирует ситуация, когда работнику говорят: сколько ты хочешь? — ты будешь получать на 25% больше! Но нужно делать и сделать следующее…
© Маркичев И.В.