С чего начинается тайм-менеджмент?
Тема времени почти для каждого насущна и болезненна. Кто не пробовал управлять своим временем? Учет с точностью до минуты, планирование, расстановка приоритетов… А потом снова форс-мажор или маленькая неувязочка, которая портит весь план, более срочные и важные дела наваливаются, снова аврал…
Дело не во всяких там тайм-менеджментах, хронометражах и приоритетах. Основное в том, чтобы регулярно — каждый день или каждую неделю — выделять время на то, чтобы делать такую работу, находить и принимать системные решения.
Почему не тратятся эти полчаса на такие нужные нам системные решения? Потому что каждый раз, когда задумываешься об этом, находится какое-то срочное важное дело, например, горит отчет или позвонил клиент, или…
А все дело в том, что мы не выделяем на это отдельного времени. Ставим по остаточному принципу. Что надо? Остановиться. И понять, что это так же важно, как и все остальное, что мы делаем.
Сколько на это надо?
Во-первых, должна быть выделена четверть дня в неделю (полчаса в день), необходимая, чтобы в течение недели успевать сделать то, что обязательно надо успеть сделать по тайм-менеджменту…
Во-вторых, должен быть выделен день в месяц (полчаса в день), необходимый для того, чтобы весь месяц прошел хорошо.
Ну и в третьих, нужно полчаса в день, чтобы день прошел успешно.
Итого получится полтора часа — и тогда все будет хорошо.
Но реальность нам этого времени не дает. Что остается? Хотя бы полчаса — но каждый день! Или 2-2,5 часа в неделю — но каждую неделю!
Почему нам реальность этого времени не дает? Интересный вопрос. Известно, что реальность — плод нашего восприятия, и все проблемы у нас в голове. Поэтому это происходит потому, что мы не придаем этому времени значимости.
Мы вроде бы понимаем, что надо — но внутри не верим что надо. Что-то с этим надо делать!
Примечание циника: если продолжить мысль автора до логического конца, то выяснится, что приоритет тайм-менеджмента должен находиться даже не на уровне приоритета общения с боссом или клиентом, а на уровне — бегания, пардон, в сортир при расстройстве желудка 🙂
Ещё о причинах.
Нам кажется:
- или что этого времени все равно недостаточно;
- или что это время не даст эффекта — все равно не успеем, а поэтому зачем его тратить;
- или его выделять — некий душевный напряг, а посему проще делать, как делаешь;
- или потому что не считаем такое время и его необходимость — важным, считаем, что и так, на ходу справимся, и все как надо сделаем, а то, что не успели — это просто от перезагрузки, и эти полчаса не спасут.
То есть в итоге — думаем, что потеряем от оторванного от работы полчаса больше, чем он нам даст.
Что по этому поводу сказать: чтобы эти полчаса появились, надо всего лишь увидеть (то есть — показать себе), что это соотношение «потеряем/получим» — другое.
Рассмотрим подробнее.
Что мы теряем? Что недоделаем некие дела?
Нет. Если в рабочем дне не хватает примерно двух часов — то полчаса не спасут.
Что потеряем полчаса времени?
Нет. Не такие большие потери эти полчаса.
Что субъективно это нас напряжет?
Нет. Напрягает только тогда, когда не видишь, что это тебе даст.
Вывод: решение не в пересмотре теряемого, а в том, чтобы увидеть, что мы получаем. Именно получаемое от такого получаса работы видится либо малым по величине, либо недостойным нашего времени и внимания
Что же мы на самом деле можем получить от такого получаса? Что на самом деле надо делать?
Какую картину рисует воображение?
«Сидишь, муторно что-то считаешь, записываешь, детализируешь и так далее». И рождается в душе «да, да, конечно, важно-нужно, сделаю — но не сейчас и не сегодня».
А все далеко не так.
Что дает нам системное время в день, в объеме от получаса до полутора часов?
Полчаса системного времени в день — это возможность успевать в важном:
- иметь запас на то чтобы остановиться и подумать;
- чтобы перепланировать не приблизительно, а точнее, с учетом требующегося времени;
- чтобы если что-то пошло не так — найти принципиально иное решение, а не использовать первое попавшееся.
Полтора часа в день — это возможность успевать стабильно и иметь запас.
Запас на то чтобы сделать больше чем рассчитывал, да еще и, зная про надвигающийся аврал, переделать важные несрочные дела, которые послезавтра станут срочными.
Откуда взять этот запас? Как его себе обеспечить?
Да просто не разрешать себе слабость заполнить это время чем-то, не относящимся к системным решениям. Ни встречами, ни звонками, ни документами. Вас в этот период просто нет. Даже для вас самих. Эту простую вещь и надо тренировать. Остальное приложится.
© Жандаров В.А.