Мифы о кадровом голоде. Часть вторая
Как аукнется – так и откликнется
Народная мудрость
Давайте, я буду делать вид, что работаю, а вы будете делать вид, что платите.
Но вы не сможете так мало мне платить, как мало я могу работать.
Отклик сотрудников.
А каково же ауканье?
Даешь ему задание, а он «это не входит в мои должностные обязанности». Порученные задачи выполняются с прохладцей, либо часть процедур не полностью, либо спустя рукава. Тотальным контролем вообще расслабляешь, а пережмешь — того гляди используют это как повод для обидок и манипуляций: «вы мне не доверяете». Если мотивируешь от полученного результата, то голову сломаешь, как оплату на результат увязать, если мотивируешь на результат, работник начинает плохо делать остальное, что к результату не относится, что не влияет напрямую на размер переменной части в оплате труда.
Добавляешь дополнительные критерии — схема расчета оплаты становится слишком сложной.
И постоянно читается позиция «вы мне должны уже потому, что я здесь работаю» — и начинаешь обходить острые углы, и так далее, и тому подобное. Не платишь — плохо работают, платишь — опять плохо работают.
Люди не хотят работать!
Да, такой вывод напрашивается, но… этот вывод к реальности имеет очень отдаленное отношение. Да, люди не хотят работать — но эти конкретные люди в тех отношениях и условиях, которые им создали здесь. И это не значит, что такими, и с таким отношением они пришли сюда изначально.
Фактически большинством людей движут похожие и очень понятные мотивы.
Достаточно поставить себя на место сотрудников. Взять и поделать ту или иную работу в режиме подчиненного. Получать те или иные задания — и смотреть, когда хочется делать а когда нет, ради чего хочется, а ради чего нет. Что маячит впереди, к чему тянет все равно — и это хотелось бы получить в итоге работы. А что выглядывает позади, чего очень не хотелось бы. И насколько они эти маячки и опасения реальны. И кто тот, от кого это исходит. Он стоит того, чтобы ради него? Или же он – такой, что так ему и надо?
В общем, думать о людях, хоть поначалу это может быть непривычным.
И тогда становится понятно, что в большинстве своем люди хотят всего трех вещей.
- Стабильности, уверенности, которую хочется ощущать.
- Благополучие, которое хочется обрести и которое жалко терять.
- И быть хорошим, получать оценку, признание значимых для тебя людей.
А оплата — всего лишь обезличенный способ мотивировать людей, не думая при этом о людях [2]. И он не работает. Если ты обезличенно, не думая, не глядя, безразлично по отношению к людям, то и они, даже и не осознавая, автоматически — безразличны по отношению к работе. Рабочее место — только набор возможностей плюс способ заработать себе на жизнь. И тогда — делаю пока выгодно и смотрю, как бы поменьше, чтобы при этом побольше. В общем, смотрите эпиграф.
Что же делать?
Те же 4 шага.
- Встаем на роль сотрудника.
- Отбросить всякую чушь насчет «известных и общепризнанных мотивационных схем». Перейти в состояние «чистый лист».
- Понять для себя: ради кого бы вы стали по настоящему работать? В каких случаях стали бы делать на совесть? Когда бы вы не раздумывая задержались бы на работе? Когда бы сделали то, что от вас требуется, даже если бы это проконтролировать никто не смог?
- Потом берете это перечень (необходимых качеств руководителя, требуемого поведения руководителя, нужного отношения руководителя к делу и к сотрудникам) — и примеряете на себя. Пробуете. Смотрите на результаты. При необходимости повторяете пункты 1-3.
И как всегда возникнут конкретные вопросы по итогу проб и экспериментов — милости просим, всегда готовы подсказать и помочь.
А насчет того, хотят ли люди работать? Конечно хотят. Только с тем и для того, кто не позволяет садиться себе на шею и не садится на шею сам, кто заботлив, справедлив, внимателен и в то же время требователен и к ним, и к себе.
Так что «не хотят работать» — всего лишь оправдание. Для чего? Как всегда, смотри сноску.
[2] Всегда привычнее и проще думать о себе любимом, чем вникать в то, что у другого. Я же важней! В личной жизни и отношениях такое, наверное, каждый позволяет себе сам, если сочтет нужным. А вот работая руководителем — ты отвечаешь не только за себя и свое, а в первую очередь за других, за их деньги, время, обязательства. И тогда «думать о себе там, где надо думать о других» называется потворствовать собственным слабостям за чужой счет.
© Жандаров В.А.