Кто такой есть Руководитель, чем он отличается от исполнителя и чем схож с Завхозом
Тема организации работы подчиненных настолько обширна и серьезна, что к ней стоит приступать обстоятельно.
И начать нужно с вопроса «а зачем вообще требуется организовывать работу?».
Вопрос отнюдь не праздный — ведь в большинстве компаний присутствует лишь организованный бардак, результаты достигаются через «подвиг», тем не менее, зарплата выплачивается, как правило, регулярно. Значит, такое отношение к организации труда и продаж тоже имеет право на существование.
Итак, с одной стороны есть расходы времени на упорядочение, с другой — ручное управление в режиме штопки, помня о том, что «где тонко, там рвется».
Мы помним, что любая управленческая функция должна носить сугубо прикладной, прозаичный характер. И ценность организация будет представлять только тогда, когда единожды организовав, не придется переорганизовывать.
В идеале нам требуется отсутствие прямого управления по повторяющимся ситуациям, операциям и процедурам. Обеспечить это — цель второй управленческой функции.
В отличие от этой цели, цель «сделать так, чтобы все успеть/выполнить/отгрузить» является узкоспециальной задачей, чтобы не надрали место пониже поясницы и управленческой функцией не является?
На благородном пути исполнения функции организации, руководителя подстерегает немало преград.
Главные из них связаны с тем, что он не понимает, чем Руководитель отличается от Исполнителя и потому предпочитает делать за исполнителей их же работу.
Например, большинство руководителей уверены, что они отличаются от исполнителей
- своим местом на карьерной лестнице (хотя по отношению к своим руководителям выглядят так же);
- мерой ответственности (хотя мера ответственности прямо соотносится с компенсацией за нее — за большее отвечаешь, больше и платят);
- тем, что ставят задачи и отдают поручения (хотя любой квалифицированный исполнитель делает тоже самое — смежникам и коллегам).
Но тогда чем же?
Руководитель от исполнителя отличается двумя принципиальными вещами:
- его основной инструмент — не личное время или знания, а время и квалификация других людей (сотрудников).
- Руководитель — тот, кто создает определенность своим подчиненным в широком смысле этого слова.
На пути этого «фазового» перехода от состояния «меня назначили руководителем» и «я являюсь руководителем» происходит изменение/слом ряда верований и стереотипов, частью которых мы поделимся ниже:
Вера в то, что я все успею, не используя время подчиненных
У некоторых эта вера проходит после 2-3-го аврала, когда сам сидишь до 9 вечера, а сотрудники уходят с работы в 18:00. У более толстокожих — после появления глазного тика или (чур вас, чур!) язвы желудка. Вы самый опытный, но для решения задач малопродуктивно размазывать себя тонким слоем по тарелке в попытке решить/успеть/проверить все. Успех — в концентрации и в использовании времени других людей, как ресурса.
Вера в то, что сотрудники умеют читать мысли
Многие руководители предпочитают копить мысли (как правило, не «душевные») про качество работы и отношение к ней со стороны сотрудников в глубине своей ранимой души. Копят себе и копят. Сотрудник, видя со своей стороны ровное, хоть и несколько раздраженное отношение считает, что у руководителя… Да мало ли что может быть у руководителя! Раз прямых претензий нет, значит все нормально, ну а трудное выражение лица — личное дело шефа. Поэтому внезапный эмоциональный взрыв («накопилось!») является для напортачившего подчиненного полной неожиданностью. К тому же он «получает по полной», поскольку выступает громоотводом.
Мораль: присмотритесь — если у подчиненных на макушке не торчат зеленые антенны, значит они не научились еще читать мысли. Выражайте свое недовольство (и «довольство») прямо и недвусмысленно к месту, а не потом.
Знает столько же, сколько я про поставленные задачи и вообще
Следствие: можно сказать ему «займись этим вопросом и доложишь мне о результатах» и все будет в лучшем виде ?.. Ах, если бы, ах, если бы — не жизнь была, а песня бы (мультфильм «Летучий Корабль» помните? :)).
Пример в тему: образованные европейцы боятся садиться за руль в России не потому что у нас дороги плохие, а потому что на них отсутствует разметка в принципе.
Вера в то, что действует объяснение с первого раза
Между непониманием и пониманием, возможно, и есть разница в одно объяснение. А вот между объяснением, делать как надо, и привычкой, делать как надо, существует несколько десятков (30-40) повторов, желательно на своей шкуре. Человек — существо научаемое, но научаемое медленно. Кто не верит — проверьте. Знаете, какая максимально разрешенная скорость на дорогах наших городов? Сколько раз вы платили штраф за превышение? С какой крейсерской скоростью вы продолжаете двигаться по улицам на машине после повышения штрафов?
Вера в то, что «они» должны работать так же интенсивно как я, и также радеть за дело, как я
Сотрудники работают в данной компании по своим причинам, а не по вашим. Великолепно, если мотивы работы и работоспособность у вас и у подчиненных совпадают. Но чаще это не так. «Обида» за это ухудшает ваш контакт с людьми и, соответственно, их отдачу. Помните простое правило: не старайтесь развивать в сотрудниках нужные вам качества (особенно, если их у них нет), старайтесь развивать сильные стороны подчиненного и эксплуатировать их по полной программе. Остальные — пусть будут на уровне приемлемости.
Автору пришлось пройти через смену трёх команд в компании, прежде чем эта простая мысль проросла у него в голове.
Что подчиненным видно столько же, сколько и мне (величина горки)
Проведите эксперимент: посмотрите как далеко вам видно вдаль с первого этажа дома и с последнего (например, девятого). Есть разница?
Когда руководитель начинает отдавать распоряжения, ставить задачи, принимая за само собой разумеющееся то, что подчиненный представляет находящимся за тремя рядами гаражей и железнодорожной насыпью, он почти всегда обрекает себя на недочеты, уточнения и срыв сроков, ведь исполнитель знает о существовании первого ряда гаражей и только их принимаем в расчет.
Вера в то, что эти же самые сотрудники будут работать вечно
Совершенно иррациональное чувство, как правило, проходящее после первого массового одновременного (2-4 человека) увольнения тек, кого выпестовал, взрастил, вскормил из ложечки, а они…
Руководитель, переболевший этими стереотипами и верованиями может достаточно успешно исполнять свою основную работу — эффективно руководить подчиненными.
© Макаров А.Ю., 2012 год.