Краткосрочное и долгосрочное бизнес-образование
Александр Юрьевич, как вы считаете, как изменится рынок бизнес-образования в ближайшие 2-3 года?
Смотря про какое бизнес-образование (БО) вы спрашиваете. У нас их в стране два: это долгосрочное (ДБО — дополнительное, МВА) и краткосрочное (КБО) — бизнес-тренинги и семинары. И туда, и туда приходят учиться люди, но это разные рынки — как рынки легковых и бизнес-автомобилей, например Волги и Газелей. У КБО будет сначала идти более резкое движение вниз за счет того, что в последние 5 лет читать семинары принималось огромное количество случайного народа. Ограничений же на вход в рынок практически не было. Этих преподавателей рынок выбросит. Затем же динамика развития будет опережать темпы роста ДБО. Это связано также и с тем, что основная масса заказчиков КБО — корпоративные заказчики, которые в условиях нехватки средств бюджеты на обучение секвестируют достаточно легко. А вот при росте также легко вкладывают в развитие персонала.
Долгосрочное БО более устойчиво за счет двух факторов:
- основная часть клиентов — частные лица, желающие поднять свою «капитализацию», и в кризисные времена люди осознают, что единственное надежное вложение средств — в них самих;
- патологическая любовь наших граждан к модным «корочкам» и званиям.
Так что здесь и снижающийся и растущий тренды будут более пологими.
Вы говорите, что КБО и ДБО — два разных рынка. В чем их отличие, кроме сроков обучения?
В том, что намерен получить покупатель. Если кратко, то ДБО дает систематизацию опыта, а тренинги и семинары — конкретные решения и навыки. Еще одно принципиальное отличие — способ закрепления знаний. У ДБО есть преемственность тем обучения, контроль знаний посредством тьюторов, контрольных работ, экзаменов. КБО этого рычага практически не имеет, по крайней мере, в формате наборных групп. Но тренинги и семинары выигрывают за счет очень высокой плотности информации на час работы. Кроме того, у преподавателя на семинаре времени для разбега практически нет: если он за полдня не показал, что специалист, бодрая аудитория может его «затоптать». Ведь «отмазаться» («это мы будем разбирать через 3 занятия») здесь невозможно.
Кстати, мы в компании «Развитие», по-видимому, первыми в стране нашли способ в КБО совместить достоинства высокой плотности материала и контроля знаний. Что любопытно, до кризиса это ноу-хау было востребовано мало. А после кризиса практически каждая первая наша программа покупается заказчиками с использованием этой передовой технологии.
Не секрет, что к бизнес-образованию отношение разное: от восторженного до весьма скептического. Это просто разница вкусов?
В том числе и она. Вам нравится покупать мебель в салоне, мне делать ее своими руками. Дело вкуса. Но есть и объективные причины скепсиса. В массе своей современное российское БО, в первую очередь, бизнес-школы, эксплуатирует западный тренд: «МВА — это круто»! Скажу резче: эксплуатирует, мало привнося собственных решений. Писком считается получить корочку в российской школе, но — западного образца. Это показательно. Здравый смысл подсказывает, что термин «бизнес-школа» означает «школа, где учат бизнесу». Чтобы учить бизнесу, нужно им заниматься, его исследовать, сопоставлять, экспериментировать. А не делать творчески пустые копии западных школ. Справедливости ради надо сказать, что и в КБО есть калькирование: МВО, Hey-метод, бизнес-процессы, система сбалансированных показателей — это вещи, которые тысячи преподавателей семинаров рассказывают, не описав самостоятельно ни одного процесса, ни одной матрицы. Но в КБО в силу его краткосрочности все же больше оригинальных, ярких, системных собственных новаций. Бизнес-школы в этом смысле менее манёвренны.
Назовите основные проблемы БО в России и ваш прогноз на будущее?
- Крайне низкий массовый уровень преподавания (для обоих направлений) КБО и ДБО. Когда я сам выбираю, у кого учиться мне, то сужу по простому критерию: сколько денег зарабатывает преподаватель. Сколько зарабатывает — настолько и научит.
- Сохранение западной кальки. Нет ничего плохого в заимствовании опыта. Но если обезьяна научилась нажимать reset на компьютере, это не значит, что она понимает суть своего действия. Многие наши преподаватели и бизнес-школы — такие обезьяны.
- Наглая простота. Немало методистов и преподавателей, уверены, что директору предприятия можно «впарить» в курсе макроэкономики лекции студентам 1-го курса экономфака. А что? Повторенье — мать ученья, и вообще — это фундаментальные знания!
Прогноз таков: как в подавляющем большинстве отраслей, «пассажиры», (те кто сидел на тренде и делал деньги на «чайниках») — сойдут на ближайшей остановке. Останутся и станут крепче профессионалы. А значит — лучше станет клиентам, которые захотят расширять свои горизонты.
Интервью Макарова А. Ю. журналу «The Chief», август 2009 года.