Интервью Александра Макарова журналу «Chief»
Александр Макаров, Руководитель консалтинговой компании «Развитие»
Когда мы говорим об изменениях на рынке бизнес образования, то мы должны понимать, какое бизнес образование (БО) мы имеем ввиду. У нас их в стране два: это долгосрочное (ДБО – дополнительное, МВА) и краткосрочное (КБО) – бизнес-тренинги и семинары. И туда, и туда приходят учиться люди, но это разные рынки – как рынки легковых и бизнес-автомобилей, например Волги и Газелей. У Краткосрочного БО будет сначала идти более резкое движение вниз за счет того, что в последние 5 лет читать семинары принималось огромное количество случайного народа. Ограничений же на вход в рынок практически не было. Этих преподавателей рынок выбросит. Затем же динамика развития будет опережать темпы роста ДБО. Это связано также и с тем, что основная масса заказчиков КБО – корпоративные заказчики, которые в условиях нехватки средств бюджеты на обучение секвестрируют достаточно легко. А вот при росте также легко вкладывают в развитие персонала.
Долгосрочное БО более устойчиво за счет двух факторов: 1. основная часть клиентов – частные лица, желающие поднять свою «капитализацию». И в кризисные времена люди осознают, что единственное надежное вложение средств – в них самих. 2. Патологическая любовь наших граждан к модным «корочкам» и званиям. Так что здесь и снижающийся и растущий тренды будут более пологими.
КБО и ДБО – 2 разных рынка. Но кроме сроков обучения отличие состоит в том, что намерен получить покупатель. Если кратко, то ДБО дает систематизацию опыта. А тренинги и семинары – конкретные решения и навыки. Еще одно принципиальное отличие – способ закрепления знаний. У ДБО есть преемственность тем обучения, контроль за знаниями посредством тьюторов, контрольных работ, экзаменов. КБО этого рычага практически не имеет, по крайней мере в формате наборных групп. Но тренинги и семинары выигрывают за счет очень высокой плотности информации на час работы. Кроме того, у преподавателя на семинаре времени для разбега практически нет: если он за полдня не показал, что специалист, бодрая аудитория может его «затоптать». Ведь «отмазаться» – «это мы будем разбирать через 3 занятия» – здесь невозможно.
Кстати, мы в компании РАЗВИТИЕ, по-видимому, первыми в стране нашли способ в КБО совместить достоинства высокой плотности материала и контроля знаний. Что любопытно, до кризиса это ноу-хау было востребовано мало. А после кризиса практически каждая первая наша программа покупается заказчиками с использованием этой передовой технологии.
Не секрет, что к Бизнес-образованию отношение разное: от восторженного до весьма скептического. Отчасти это просто разница вкусов. Вам нравится покупать мебель в салоне, мне делать ее своими руками. Дело вкуса. Но есть и объективные причины скепсиса. В массе своей современное российское БО, в первую очередь, бизнес-школы, эксплуатирует западный тренд : МВА– это «круто»! Скажу резче: эксплуатирует, мало привнося собственных решений. Писком считается получить корочку в российской школе, но – западного образца. Это – показательно. Здравый смысл подсказывает: термин бизнес-школа означает: школа, в которой учат бизнесу. Чтобы учить бизнесу, нужно им заниматься, его исследовать, сопоставлять, экспериментировать. А не делать творчески пустые копии западных школ. Справедливости ради надо сказать, что и в КБО есть калькирование: МВО, Hey-метод, бизнес-процессы, система сбалансированных показателей – это вещи, которые тысячи преподавателей семинаров рассказывают не описав самостоятельно ни одного процесса, ни одной матрицы. Но в КБО в силу его краткосрочности все же больше оригинальных, ярких, системных собственных новаций. Бизнес-школы в этом смысле менее поворотливы.
Говоря об основных проблемах БО в России и формулируя прогноз на будущее можно выделить 3 пункта.
- 1. Крайне низкий массовый уровень преподавания – для обоих направлений – КБО и ДБО. Когда я сам выбираю у кого учиться мне, я сужу по простому критерию: сколько денег зарабатывает преподаватель. Сколько зарабатывает – настолько и научит.
- 2. Сохранение западной кальки. Нет ничего плохого в заимствовании опыта. Но если обезьяна научилась нажимать reset на компьютере, это не значит, что она понимает суть своего действия. Многие наши преподаватели и бизнес-школы– такие обезьяны.
- 3. Наглая простота. Немало методистов и преподавателей, уверены, что директору предприятия можно «впарить» в курсе макроэкономики лекции студентам 1-го курса экономфака. А что? Повторенье – мать ученья и вообще – это фундаментальные знания!
Прогноз таков: как в подавляющем большинстве отраслей, «пассажиры», (те кто сидел на тренде и делал деньги на «чайниках»)– сойдут на ближайшей остановке. Останутся и станут крепче профессионалы. А значит – лучше станет клиентам, которые захотят расширять свои горизонты.