А вы умеете управлять поколением 4.0?
Голая правда о ленивых сотрудниках, порой, вскрывает неумелые действия менеджеров. Александр Макаров, известный российский бизнес-эксперт по управлению персоналом, рассказал, что приводит к синдрому «посмертного анализа» и «звездной болезни».
— Александр, я наслышана, что Вы в последнее время даете рекомендации по управлению работниками «Поколения 4.0». А кто это такие?
— Поколение 4.0 — это свободные люди, которые интерес и возможность заниматься собою ценят выше денег. Непослушные (с точки зрения нас — третьего поколения), ленивые, на первый взгляд… Короче, очень похожи на подростков для тех родителей, кто в теме 🙂
— Можно продемонстрировать на примере, в чем какая-то особенность взаимодействия с «четвертыми»?
— Расплачиваться отгулами, выходными, возможностью делать отпуск пятница-воскресенье, чтобы они махнули на Алтай, в Москву…
— Что касается непослушания… Просто иногда руководитель уверен, что дал поручение, но подчиненный его «не получил»: не воспринял. Нужно ли, ставя задачи, их «разжевывать», чтобы не возникло ситуации, когда у сотрудника в одно ухо влетело, а в другое вылетело? Что делать, писать инструкцию, спрашивать: «Как поняли, прием»?
— Сотрудники не телепаты и, как правило, не идиоты. Это к слову «разжевывать». Адекватная постановка задачи подразумевает «реперные точки» контроля, когда руководитель может своевременно заметить, что сотрудник забыл начать исполнение или споткнулся вначале и «забил». Часто отношение к постановке задачи в режиме «поставить по SMART» приводит к синдрому «посмертного анализа», когда остается только зафиксировать, что ворона в очередной раз «не шмогла».
— Некоторые руководители считают, что персонал и «не шможет» пока не накричишь. В строительных компаниях, например, вообще заявляют, что мат — лучший мотиватор…
— Найдите на досуге через Яндекс «планерку Cеверстали». Кроме смеха и жалости к такому управленцу у меня ничего нет. Равно как и у того, кто выложил ее на всю страну. Если тебя не устраивает квалификация человека — смени его. Ты орешь — ты слаб. Ну а мат на стройке — это профжаргонизм 🙂 Но мат, а не ор.
— Откройте нам «голую правду» о себе: какую свою управленческую ошибку вы до сих пор вспоминаете, случалось, что сотрудники вас подводили, предавали?
— Я в полном составе потерял в 2002 году свою управленческую команду. Ее переманил Мегафон 🙂 Да, подводили — это не страшно. Ошибку можно исправить. Да, предавали, воровали — ни один из них сейчас не представляет ничего серьезного на рынке. Но знаете, я понял, что сколько бы не было таких случаев, доверять людям — выгодно! Столько энергии остается, направляется на дело, а не тратится на контролерство, придирки, подозрения…
— А какую из возможных, для любого управленца, ошибок вы считаете роковой?
— Гордыню.
— У меня ощущение после этих слов, что в вашей компании демократичный стиль руководства. Не опасно ли быть «добреньким»?
— Добрый и демократичный — разные понятия. «Добрые» руководители получают неуправляемый коллектив. Есть «папина любовь» и «мамина любовь». Мамина — безусловна. Папина — за дело. Мамина любовь как доброта «за то, что ты есть» в управлении коллективом разрушительна. В любой эффективной «демократической» системе управления спорят до хрипоты при подготовке решения, но когда капитан говорит: «курс норд вест на… румбов» все бегут и тапочки теряют, выполняя решение как свое родное, даже если минуту назад были принципиально не согласны.
— Если сотрудник хороший профессионал, но при этом постоянно бубнит, недоволен политикой руководства, капает всем на нервы, склочный, стервозный и прочее. Вы бы оставили такого в коллективе?
— «Замочил бы в сортире». Таких надо убирать вне зависимости от квалификации.
— А как быть не просто с профессионалом, а с талантами? Если «звездить» начинают… Тоже попрощаться?
— Звездность — это отсутствие у человека образцов для подражания, которые были бы круче его. Задача руководителя — для каждого эффективного сотрудника подыскивать очередные высоты и образцы, до которых тому непросто добраться. Иначе сотрудник будет смотреть вокруг и вниз и тащиться от того, какой он офигенный.
— Во многом от управленца же зависит, коллектив у него в организации или работают одинокие волки… Как относитесь к разным тренингам по тимбилдингу, веревочным курсам?
— Отношусь замечательно — как к физкультурным упражнениям. Просто построение коллектива требует действий в масштабе лет, а не одного дня физкультуры с шашлыком и алкоголем в конце, как это часто бывает. О том, как строится настоящий коллектив мы будем говорить и делать на семинаре «Голая правда о сотрудниках и управленцах» много и обстоятельно.
— Руководитель всегда обязан говорить коллегам и подчиненным голую правду или возможны исключения? Умалчивание — это ложь?
— Умолчание — не ложь, а инструмент управления. Честным важно быть перед собой. Людям надо всегда говорить правду, которую они способны принять, и дарить надежду 🙂
— В Омске становится ощутим кадровый голод. Если он станет острее, то и ленивым специалистам в какой-то мере будешь рад. Или есть выход?
— Растить своих.
Беседовала Ольга Ермоленко для www.tries-personal.ru