Статья Александра Макарова в журнале «Бизнес курс»
В арсенале Александра Макарова, бизнес-тренера, владельца нескольких компаний, много «тайного оружия», которое делает процесс управления легким и эффективным. На днях Александр приезжает с семинарами в Омск, а накануне заочно поделился секретными приемами «единоборств» с персоналом, которые ведут к победе. Потому что лучший бой — тот, который не состоялся.
Секрет №1. Хороший парень — не профессия
Когда мы отобрали кандидата, который нам понравился, то говорим ему: «Теперь у тебя испытательный срок». И даже если он работает на «три с плюсом», мы на него смотрим и думаем: «Вроде работает же… Все лучше, чем снова этот кошмар с подбором…». Что мы получаем в перспективе? Общее снижение производительности в отделе. Поэтому руководитель должен иметь смелость сказать: «Ты хороший парень, но хороший парень — это не профессия».
Секрет №2. Успех — от слова «успеть»
Вера в то, что руководитель все успеет, не используя время подчиненных, у некоторых проходит после второго-третьего аврала. У более толстокожих — после появления глазного тика или язвы желудка. Руководитель — самый опытный, но для решения задач малоэффективно размазывать себя тонким слоем по тарелке в попытке решить / проверить все. Успех — в концентрации и в использовании времени других людей, как ресурса. Не работайте больше — работайте умнее. Ваша задача — не сделать самому, а вдохновить на это сотрудника. Если вы делаете что-то за сотрудника, то как управленец вы потерпели поражение.
Нюанс: на стадии подбора персонала назначайте время претенденту на вакансию на вполне конкретные минут (например, 17:23). Этим вы убиваете двух зайцев: грамотно и плотно распределяете свое время, а заодно видите насколько пунктуальны кандидаты.
Секрет №3. Сотрудники — не телепаты
Многие руководители предпочитают копить мысли про качество работы и отношение к ней со стороны сотрудников в глубине своей ранимой души. Сотрудник считает, что раз прямых претензий нет, значит, все нормально. Ну а недовольное выражение лица — личное дело шефа. Поэтому внезапный эмоциональный срыв (накопилось!) является для напортачившего неожиданностью. Присмотритесь — если у подчиненных на макушке не торчат антенны, значит, они не научились читать мысли. Выражайте свое недовольство прямо и к месту, а не потом.
Кстати, недопустимо наказывать за то, что не было оговорено заранее. Это дезориентирует подчиненных и дает им почувствовать, что начальник самодур.
Секрет №4. Короля делает свита
Можно последовательно нанимать раз в год человека на место (чтобы не заворовался, не открыл своего дела, не стал конкурентом). Но тогда только вы сами будете своим потолком и выше не подниметесь. Глупо быть сильным среди слабых. Стать сильнее и лучше можно лишь тогда, когда и на твоей стороне, и против тебя играют сильные и умные.
Секрет №5. Мотивация нужна, когда мало денег
Российские менеджеры, которые работают в представительствах западных компаний в России, говорят, что там их никто не мотивирует. И поверьте, сотрудники делают свою работу эффективно. Просто они получают гораздо большую зарплату и имеют определенность в том, что нужно делать.
«Сотрудников надо держать в напряжении, чтобы они не расслаблялись» — это миф. Они будут думать о том, что их в любой момент могу уволить, сплетничать о том, какой вы самодур, искать запасные пути… Ловите людей на хорошем, хвалите их.
25/05/2011 | Информационно-аналитический журнал «Бизнес курс» № 19, 2011 | Ольга Ермоленко